Вопросы, возникающие при подготовке (изготовлении) ямы для проведения работ по регулировки УУК автомобиля, являются базовыми, так как неправильные решения при проектировании приводят, в лучшем случае к неудобствам, в худшем случае к невозможности выполнения работ частично или даже полностью. Отсюда ограничения (критерии) которыми необходимо руководствоваться при проектировании ямы и сопутствующих ей элементов. Размеры ямы обуславливаются, в первую очередь, техническими характеристиками обслуживаемых автомобилей, а именно колесная база и колея автомобиля.
ПОПЕРЕЧНЫЙ РАЗМЕР ЯМЫ
При определении ширины ямы за основу берется расстояние между колесами (по их внутренним сторонам) автомобиля с наименьшей шириной колеи (который будет обслуживаться). Логично было бы предположить, что это и есть ширина ямы, однако при принятии решения о поперечном размере следует учитывать разные факторы. Например, удобство (безопасность) заезда на яму. Как правило, заезжать на яму будет владелец автомобиля, а он может быть разной степени подготовленности для такого дела и широкая яма может стать источником волнений и неприятностей. В свою очередь узкая яма станет причиной неудобства или невозможности обслуживания автомобилей с широкой колеей, мастер просто не сможет "добраться" до регулируемых узлов. Изготовление же широкой ямы, читай удобной, исключает из обслуживания сегмент малогабаритных автомобилей. Стоит помнить и о том, что передние колеса автомобиля должны стать в центр передней платформы, поэтому при широкой яме практикуется отсутствие ограничительного борта ниши не только с наружной стороны путей, но и с внутренней. Отсюда, выбор ширины ямы остается за владельцем сервиса, так как регулировка УУК "большого" автомобиля обычно дороже, но пренебрегать значительным количеством "маленьких" автомобилей тоже не стоит.
ПРОДОЛЬНЫЙ РАЗМЕР ЯМЫ
Решение о продольном размере ямы принять гораздо легче, так как минимальная ее длина - это максимальная колесная база у обслуживаемых автомобилей, плюс ширина необходимая для выхода из нее, организацию которого необходимо учитывать при проектировании ямы. Длина ямы должна учитывать место для размещения траверсы, когда она не используется и принимая во внимание удобство (беспрепятственность) обхода автомобиля мастером. Спуск в яму осуществляется с ее торца или через боковое ответвление. При организации спуска с торца ямы рекомендуется устанавливать лестницы с двух противоположных сторон, так как нередки случаи, когда вылет передней части автомобиля закрывает выход из ямы расположенный в ее начале. Также необходимо учитывать, что за время выполнения процедур регулировки, мастер несколько раз обходит автомобиль и открытые участки ямы на его пути, как минимум нежелательны.
Яма по краям должна быть оснащена продольными направляющими для установки на них канавного домкрата (траверсы) - необходимого атрибута поста регулировки УУК. Направляющими могут служить элементы обрамления контура ямы - металлический уголок или профиль. Глубина "полки" обрамления от уровня пола (на которую будет опираться траверса), должна, с одной стороны, обеспечивать максимально возможную высоту подъема, с другой стороны рассчитываться с учетом выступа траверсы над уровнем путей в сложенном состоянии, который не должен препятствовать прокатыванию траверсы под автомобилем. Яма может иметь по своим продольным границам ограничитель (металлический выступ), служащий для безопасности заезда автомобиля на яму. Необходимо учитывать, что данный ограничитель (его выступающие габариты) будет являться помехой "развальщику" при проведении работ с подвеской. Другими словами, ограничитель должен быть небольшим (узким и низким) или его не должно быть совсем (здесь опять возникает вопрос заезда на яму неопытного водителя).
ПЕРЕПАД ВЫСОТ
Рассмотрение вопроса организации ямы для поста РУУК связано не только с автомобилем, но и с требованиями производителей стендов регулировки УУК. А именно устройство путей ямы с соблюдением требований по перепаду высот (горизонтального уровня) между платформами и обеспечением прилегания платформ всей своей нижней плоскостью к местам их установки. Максимальные требования по перепаду отображены на схеме и исходят из того, что колеса автомобиля, во время проведения процедур измерения и регулировки, должны находиться на плоскости, максимально горизонтальной. И хотя выполнение требований автопроизводителя к регулировке УУК (допуски в "зеленой зоне"), на первый взгляд, могут обеспечиваться и не на такой идеальной поверхностью, но все же они (требования) не являются чрезмерными, так как отклонения от "идеального" имеют место и в других компонентах системы, а накопление погрешностей, может дать очень нежелательный результат. Ниже дано изображения ямы с требуемымим допусками.
При изготовлении ямы требуется учесть присутствие в ней освещения (подвод электропитания и ниши в стенах ямы под светильники), также учесть организацию подкачки колес, это или пневмолиния или переносная емкость со сжатым воздухом.
Изготовление углублений под передние платформы разумно начинать имея их в наличии, так как ширина основания платформы (поворотного круга) может быть различной, от 375 мм до 450 мм. Можно обойтись знанием габаритов платформ (как передних, так и задних), но имея их под рукой, гораздо легче объяснить "строителю", что от него требуется.
На схеме дано расстояние от стены до середины передних платформ (кругов), этот размер справочный и требует обязательного уточнения в каждом конкретном случае, так как зависит от требований завода-производителя и условий монтажа и эксплуатации. В большинстве случаев, это расстояние в оптимальном варианте = 2500 мм.
И ещё, не стоит боятся делать глубину ямы под рослого человека, её (глубину) всегда можно уменьшить деревянным настилом, положенным на дно ямы.
ТРАВЕРСА (ямный домкрат)
При проектировании длины ямы необходимо учитывать наличие траверсы, которая будет размещаться в ее начале (въезд) занимая определенное место (когда не используется). Присутствие на посту двух траверс, увеличивает необходимую длину ямы соответственно.
Ниже представлен фронтальный вид ямы, на котором красным цветом обозначены две параллельные направляющие идущие вдоль верхнего обреза ямы, по которым будет прокатываться траверса в яме. Возможно два варианта исполнения: первый, когда колеса (ролики) траверсы прокатываются по горизонтальной полке края ямы - чертеж без красного цвета, и второй, когда колеса траверсы, имеющимися в них проточками, "насаживаются" на торец направляющей металлической полосы, которая приварена к краю ямы или является выступающей частью уголка конструкции. Во втором варианте, колеса траверсы защищены от влаги и грязи, что обеспечивает свободное ее прокатывание и долгий срок эксплуатации. При максимальной параллельности направляющих, обеспечивается легкое перемещение траверсы вдоль ямы и позиционирование ее в нужном месте.
Расстояние от направляющей полосы до стенки путей, должно обеспечивать свободное прокатывание колес траверсы и зависит от расстояния от внешнего края траверсы (внешний торец оси колеса) до проточки в колесе (ролике). Проточку, в колесах траверсы, предусматривает практически каждый производитесь, но если она отсутствует, ее можно изготовить самостоятельно.
авторские права ФОРМУЛА АВТОРЕМОНТА